Калининградская область накануне выборов - 2016

В сентябре 2016 года, в Калининградской области пройдут полномасштабные выборы депутатов всех уровней власти. Год обещаетбыть напряженным, как в экономическом, так и в политическом плане.

Здесь хочется привести цитату из доклада анонимных политологов относительно негативной повестки на предстоящих выборах:

«Возвращение смешанной избирательной системы, когда часть депутатов Госдумы и региональных заксобраний будут избираться по одномандатным округам, привело к существенному увеличению количества выборов и избирательных кампаний, которые будут проводиться в каждом регионе РФ.
Избирательные кампании в ГД, ЗС, глав субъектов и в рамках иных выборов, приуроченных к единому дню голосования, плюс выборы одномандатников на различных уровнях, проведенные одновременно, создают ситуацию хаоса и белого шума и исключают возможность контроля власти за выборным процессом.

Но самая опасная ситуация возникает в связи с тем, что теперь не только оппозиционные политические партии, но и одномандатники будут выстраивать свои избирательные кампании на критике исполнительной власти. В настоящее время существует консенсус, который разделяется практически всеми игроками и заключается в том, что «Путина трогать нельзя». Однако речь не идет об иных институтах власти, и в том числе исполнительной власти на всех уровнях и, что самое опасное, региональной исполнительной власти».

http://politanonym.ru/?page_id=11

Кроме того, выборы в Балтийске весной 2015 года показали, что хорошо слаженная команда технологов, при грамотном руководстве и достаточном финансировании, умело используя позитивную повестку («Мой любимый город», «Бессмертный полк», «Город-побратим Севастополь!», «70-летие Великой Победы»), может чрезвычайно эффективно противостоять и «Единой России», и административному ресурсу действующей власти. И это при том, что по области выборы велись всего в двух районах.

Экономическая ситуация в следующем году, по оценкам экспертов, может еще более ухудшиться. Во втором квартале 2016 года некоторые экономисты предрекают наступление «дна».

На фоне свистопляски вокруг пенсионной системы, платежей за капремонт, нерешенных проблем в ЖКХ, удорожания продуктов питания, топлива и услуг госмонополий население региона будет находиться в таком состоянии, что из полудремы в протест его можно будет вывести довольно быстро.

Есть и прогрессирующие болезни областного центра, куда можно отнести непрекращающуюся хаотическую застройку, некомпетентность и коррупцию муниципальных чиновников, высокие арендные ставки на коммерческие площади, тотальную коррумпированность полиции, деградирующую транспортную систему города.

Немалое значение имеет сложившееся в области медиапространство. Из четырех самых посещаемых информационных сайтов два портала занимают позицию, крайне враждебную действующей областной администрации, а два других придерживаются позиции «нейтральной». Часто именно «нейтральная» позиция наносит больше вреда текущей ситуации, чем позиция враждебная.
Печатные издания не несут никаких значимых для общества идей, если не считать кроссворды и телепрограммы ( особняком здесь стоят газеты «Дворник» и «Новые Колеса»). Вся эта макулатура уже давно себя изжила и никоим образом не может рассматриваться как инструмент влияния.

Невооруженным взглядом видно, что в региональном медиапространстве городская власть выглядит в куда более выгодном свете, чем областная администрация. И это несмотря на то, что все городские проблемы уже давно набили населению оскомину.

Есть и политическая составляющая, которая будет иметь довольно серьезное значение.
Большей части независимых наблюдателей и экспертов абсолютно понятна мысль, что конфигурация городского Совета города Калининграда и областной Думы должна кардинально измениться. И вот почему.

Первое. Политическая пассивность областной Думы напрочь отнимает у нее роль «громоотвода» общественного возмущения. На претензии граждан областные депутаты либо разводят руками, либо посылают их жалобы по инстанциям, где те успешно умирают. За пять прошедших лет депутаты не приняли ни одного сколь-нибудь яркого и полезного закона, служащего общественным интересам. Не было реализовано ни одной общественно значимой инициативы. Роль областной Думы в делах региона сведена к нулю, а её статус кво есть просто придаток областного правительства.

Второе. Произвол, творимый депутатами городского Совета Калининграда и подконтрольными им чиновниками, давно достиг своего предела. Недопустимо нахождение в депутатском корпусе лиц с уголовным прошлым и групп с ярко выраженными клановыми, коммерческими интересами. На сегодняшний момент примерно четыре устойчивых клана в Горсовете контролируют строительство, вывоз мусора, управляющие компании, рекламу и общественные перевозки в городе Калининграде. Все эти направления глубоко больны, и решения по ним не двигаются ни на йоту, что говорит о заинтересованности депутатов в этой ситуации.

На этом фоне заявление мэра города, являющегося ответственным за этот беспредел, о том, что он «еще не все сделал» и пойдет на третий срок, выглядит, как форменное издевательство над общественным мнением.

В данном случае депутаты и городская администрация действуют исключительно в собственных интересах, подставляя под будущий удар губернатора и правительство.

Третье. Депутаты Государственной Думы от Калининградской области фактически являются «свадебными генералами», не делая для региона ничего, что действительно волнует население. Единственно хорошее, что от них можно ожидать за депутатский мандат, это то, что они не будут вредить. В нынешней ситуации такое положение вещей, мягко говоря, странно, а по большому счету недопустимо.

Из всего вышесказанного можно сделать несколько выводов.

Во-первых, в следующем году вопросы негативной повестки встанут весьма остро и могут быть использованы любыми группами лиц в своих интересах.

Во-вторых, позитивные повестки нуждаются в срочной формулировке и собственных лидерах.

В-третьих, медиапространство региона нуждается в серьезной корректировке. И бизнес-сообщество, и политическая элита нуждается в площадке, свободной от административного давления и аффилированности к любому клану, для свободного изложения наиболее острых проблем. Для выработки приемлемых решений и идей, попадающих в «окно Овертона», и даже, может быть, для установления определенных правил игры в бизнесе и политике.

В-четвертых, все уровни законодательных ветвей власти должны быть не только подвергнуты ротации, но и принять на себя часть ответственности за происходящее в регионе.

В-пятых, несмотря на то, что все технологи являются частью единой властной системы и встроены в «вертикаль», их организационный потенциал никак не используется. Мы не намекаем на то, чтобы политтехнологи сформулировали позитивные повестки и возглавили общественные инициативы, мы это напрямую рекомендуем. Технологов можно сравнить с ружьем, которое висит на стене от одного сезона охоты до другого, при этом в любой момент оно может выстрелить, но выстрелить не туда.

В-шестых, многим известно, что в области есть различные группы, которые хотели бы передела сфер влияния или хотя бы остаться в рамках существующих позиций. Мир в региональной элите – понятие весьма хрупкое, а в преддверии выборов-2016, 2017, 2018, кризиса и чемпионата мира по футболу и вовсе маловероятное. Поэтому в случае, если не договориться «на берегу» и не удовлетворить интересы самых мощных кланов, дело может принять весьма печальный оборот.

В-седьмых, областное правительство должно обрисовать хоть какие-то вразумительные перспективы области и его населения. К глубокому сожалению, ни одна из отраслей экономики не является у нас локомотивом. Налоги естественных монополий уходят в другие регионы, янтарная отрасль и автомобильное производство дышат на ладан (падение на 56%), зверосовхозы лежат в руинах, промысел и переработка рыбы даже близко не стоят рядом с советским периодом, доходы от городского строительства идут мимо бюджета, о туристической отрасли больше разговоров, чем дела.

Поэтому, сталкиваясь с неизвестностью (неуверенностью в завтрашнем дне), население все чаще будет задавать власти неудобные вопросы. А если на них не будет ответов, рано или поздно последуют малоприятные для власти действия.

Напомним, что правительство Георгия Бооса в 2009–2010 годах находилось в аналогичном положении.

В-восьмых, с 1 апреля 2016 года утратит силу Закон об «Особой экономической зоне в Калининградской области» образца 1996 года. В частности, будут отменены таможенные льготы, которые сегодня предоставляются калининградским предприятиям на вывоз своей продукции на территорию «материковой» России. По разным оценкам, от отмены таможенных льгот может пострадать треть населения Калининграда.
По информации регионального минэкономики, доля предприятий, которые работают на льготах ОЭЗ Калининградской области, составляет около 22%, а среднесписочная численность персонала – порядка 50 тысяч человек.
То есть «проблема-2016» может аукнуться власти гораздо сильнее, чем повышение ставок автомобильного налога при Георгии Боосе.

И последнее. Делать ставку на сельское хозяйство области, которое ввиду санкций и курса рубля начало переживать бурный рост, можно и нужно, но поскольку это дело не быстрое, то большого позитива населению это не добавит. Нужны новые идеи и решения, как вовлечь население в процесс самообеспечения и решения других насущных проблем.

Часть 8. Насущные проблемы

В наиболее общих чертах тот круг вопросов, который волнует большинство населения, можно свести к пяти основным проблемам:
– продовольствие (стоимость и качество продуктовой корзины);
– городская среда (транспорт, строительство);
– здоровье (медицина и безопасность);
– жилище (стоимость метра, стоимость обслуживания ЖКХ и т. д.);
– экология.

Дачное движение

Проблема продовольствия еще долго будет стоять на первом месте.
Если вспомнить историю, то пик дачного бума в СССР пришелся на 1980-е годы, когда в стране начали испытывать нехватку продовольствия, и свой земельный надел стал для многих семей настоящим спасением. Во многих регионах России дачное движение до сей поры не утратило значения, хотя в Калининградской области оно было сведено на нет экспансией дешевой сельхозпродукции из Польши.
С учетом гигантских массивов необработанных сельхозземель и появлением Приморского кольца, которое облегчает транспортную доступность, идея возрождения дачных хозяйств могла бы получить серьезную поддержку населения.
Не стоит забывать и о том, что в черте Калининграда находится не меньше сотни дачных обществ. Застройка в них ведется хаотично, бессистемно и не подкреплена инфраструктурой. Создание крупных загородных дачных обществ с хорошей инфраструктурой, транспортной доступностью и новым подходом к управлению могло бы стать хорошей альтернативой для городских дачников. В какой-то степени мы можем это наблюдать на примере дачного общества «Сокольники».


«Нет застройке исторического центра, да – муниципальному транспорту!»

Городская застройка и транспорт являются следующими по значимости проблемами для жителей областного центра.
Бессистемное строительство в центре города привело к перегрузке инженерных коммуникаций, уменьшению зон для отдыха горожан и окончательной потере у Калининграда какого-то внятного архитектурного облика.
Кроме того, все это создает в городе транспортный коллапс, из которого мэрия не может предложить вразумительного выхода.
Генплан Калининграда давно устарел и не соответствует современным требованиям, а новый генплан городские депутаты принимать не торопятся, так как он может нанести ущерб их коммерческим интересам.
В логике чемпионата мира по футболу – 2018 и политики областной администрации по привлечению в регион потока туристов эти действия наносят прямой ущерб и требуют скорейшего вмешательства как со стороны граждан, так и со стороны команды губернатора.

Общественный транспорт и логистика, отданные на откуп депутатам городского Совета и их аффилированным лицам, также находятся в плачевном, архаическом состоянии, отставая не только от европейских городов, но и от многих российских.
На сегодняшний день транспортные проблемы города решаются фрагментарно.
Общественный транспорт должен быть экологичным, с качественным подвижным составом, современными остановочными пунктами, с продуманной логистикой и с открытыми финансовыми данными. Надо констатировать тот факт, что только муниципальный транспорт может отвечать всем вышеперечисленным критериям.
Максимальное повышение качества муниципального общественного транспорта позволит снизить транспортную нагрузку на центр города.

Повсеместное повышение уровня обслуживания общественным транспортом населения требует огромных затрат на десятки лет, как показал многолетний опыт, ни одна коммерческая структура не готова вкладывать средства в повышение качества обслуживания населения общественным транспортом. Таким образом, коренное изменение качества общественного транспорта возможно лишь при участии муниципалитета, и стоит отметить, что при грамотной работе общественный транспорт может стать весомым средством пополнения бюджета при минимальной оплате его услуг населением.

Управляющие компании и тарифы ЖКХ – под контроль общественности

Несмотря на то, что Закон Российской Федерации «Об общественном контроле» действует уже полтора года, в Калининградской области он никак не нашел своего отражения.
Многие жители чувствуют себя обманутыми, наблюдая за ростом тарифов и из рук вон плохой работой управляющих компаний.
Поэтому в народе зреет глухое недовольство, а рейтинг мэра города Александра Ярошука приблизился к самой низкой отметке за все предыдущие годы.

Не секрет, что городская администрация все больше превращается в неповоротливую и неуправляемую структуру, а Калининград из-за бездарной политики муниципалитета может превратиться в город-банкрот.

Действия мэрии все чаще напоминают действия партизанского отряда в тылу врага.

В этой ситуации крайне необходимо привлекать общественность к контролю за деятельностью муниципальных властей. Требовать прозрачности принятия решений и тарифов, создать действующий, а не фасадный общественный совет.
Горожане должны почувствовать, что могут реально влиять на качество своей жизни.

9. Выводы
В рамках политических задач 2016 года и непростой ситуации в экономике тактику «тушения пожаров по мере возгораний» пора выбросить в мусорную корзину.

Нужна понятная стратегия развития отношений как между всеми ветвями власти, так и между властью и жителями региона.

Только в этом случае область не будет похожа для Кремля на «чемодан без ручки», а ветви власти – на героев басни Крылова «Лебедь, рак и щука».

Настоящая стабильность кроется во взаимопонимании и ясно обозначенной цели.
Коммерческие интересы отдельных бизнесменов не должны этому мешать.
Если не дать людям позитивную повестку, всегда найдутся те, кто принесет повестку негативную. Лучшая инициатива народных масс – это домашняя заготовка.
Начало.
Аналитическая группа «Запад»,
руководитель – Дмитрий Евсюткин
- Это замечательно! Всё в одном месте! У нас тоже скоро выборы ... в сентябре: выборы губернатора и депутатов города ...
Я в политику вообще не лезу
Интересная тема - любопытная и показательная. Удачи в начинании ;)
Вообще один человек не может ничего, а вот группа людей это уже сила. Согласен нужны любые организации! Вступаю в сообщество, обязательно.

В одном месте?;)
Сразу представляешь себе это место;)

процесс выборов на любом этапе очень интересная работа
Нужно что бы все знали, правильно.
мда, главное что это теперь увидят все.
Наблюдать и контролировать это действительно необходимо!
Если только это будет сжато и наглядно.
Мне будет интересно почитать, что у вас происходит.
Только вместе мы сила, один ничего не может сделать.